![]() |
![]() |
|||
![]() |
Отделение Второго Высшего и Постдипломного образования |
|||
О ФАКУЛЬТЕТЕ Главной задачей факультета является подготовка специалистов с высшим образованием для работы в качестве психологов-консультантов, детских и семейных психотерапевтов и клинических психологов в психолого-медико-социальных центрах, службах психологической помощи, на телефонах доверия, в школах и школьных психологических службах, в суицидологических службах, в психиатрических диспансерах и больницах, в клиниках и поликлиниках общего профиля, в организациях системы социальной защиты, в центрах профориентации и профконсультирования. Специальности:
О специальности. Общий подход и общие принципы построения образования в области психологического консультирования и психотерапии предполагает, что это образование должно быть не только и не столько практико-ориентированным, то есть ведущим от теории к практике, сколько теоретико-ориентированным, строящимся на основе «погружения» самого образовательного процесса в психологическую практику и осуществление теоретической рефлексии живого практического опыта. (...см. ниже...) ОБУЧЕНИЕ Высшее образование. Факультет осуществляет подготовку специалистов по специальностям «030301. Психология» и «030302. Клиническая психология». Форма обучения – очная. Длительность – 5 лет. Второе высшее и постдипломное образование. В настоящее время на факультете проводится обучение по программам «Второе высшее образование» по специальности «030301.Психология», «Профессиональная переподготовка и повышение квалификации». Форма обучения вечерняя (очно-заочная). Аспирантура.
Аспирантура факультета
психологического консультирования является частью аспирантуры МГППУ.
Одновременно аспирантура является структурным научно-образовательным
подразделением факультета, организующим учебный процесс по подготовке
аспирантов с учетом направления деятельности факультета. Подготовка аспирантов осуществляется по двум специальностям:
Обеспечивают учебный процесс преподаватели факультета, ряд преподавателей факультета психологии МГУ, а также известные специалисты-практики с многолетним опытом как преподавательской, так и практической работы. Научная жизнь. Стратегическая задача развития науки на факультете состоит в развитии самобытной университетской науки в области психологического консультирования, психотерапии, клинической и возрастной психологии. «Университетская» наука объединяет исследования, практику и образование в целостную систему, где научные задачи психологии решаются на материале исследования психологической практики внутри образовательного процесса (примером такого синтеза науки, практики и образования может служить психотерапевтическая супервизия). Международное сотрудничество. У сотрудников кафедры клинической психологии давние профессиональные связи со специалистами Фрайбурского университета. А.Б.Холмогорова дважды проходила стажировку на базе психиатрической клиники Фрайбургского университета, велась совместная научная работа в рамках международного проекта «Эмоции и психическое здоровье», А.Б.Холмогорова и Н.Г.Гаранян имеют публикацию в одном из ведущих немецких журналов. Подготовлены две новые публикации для ведущих немецких журналов. Планируется проведение обучающей программы по фрайбургской модели семейной психотерапии, авторы которой проф. М.Виршинг и проф. П.Шайб являются учениками знаменитого немецкого семейного психотерапевта Г.Штирлина. Имеются также давние и тесные связи с отделением психосоматической медицины и психотерапии Эссенской университетской клиники, планируются совместные проекты, приезд руководителя отделения проф. В.Зенфа с научными семинарами для сотрудников и студентов МГППУ. |
|
|||
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Хотя официально факультет открыт в 1996 году вместе с открытием МГППИ, он имеет свою предысторию. В 1990 году в рамках Межведомственного центра наук о человеке при Президиуме АН СССР группа психологов, философов и культурологов начала реализовывать исследовательский и образовательный проект «Психотехника». К этой работе были привлечены ведущие московские психотерапевты и психологи-консультанты, усилиями которых в 1991 году была создана Комплексная программа послевузовской подготовки психологов в области психологического консультирования и психотерапии. Отдельные фрагменты этой программы реализовывались и апробировались в рамках созданного тогда Центра психологии и психотерапии, причем к реализации их привлекались международно известные мастера психотерапии, для чего были проведены две международные конференции по гуманистической психологии и психотерапии в 1990 и 1991 гг. В 1993 году при поддержке директора Психологического института РАО В.В.Рубцова и ректора Международного образовательного и психологического колледжа А.А. Марголиса был начат педагогический эксперимент, в ходе которого группа слушателей, имеющих высшее и неполное высшее психологическое образование (в основном это были выпускники факультета психологии МГУ) прошли трехлетнюю последипломную подготовку по упомянутой Комплексной программе послевузовской подготовки психологов в области психологического консультирования и психотерапии. В июне 1997 года эти слушатели закончили свое обучение, и тем самым был создан первый в стране прецедент получения полноценного систематического образования в области психологического консультирования и психотерапии (прецеденты полноценного самообразования, разумеется, были и ранее). Преподаватели и выпускники Программы составили ядро преподавательского состава факультета психологического консультирования МГППУ. |
||||
Общий подход и общие принципы построения образования в области психологического консультирования и психотерапии предполагает, что это образование должно быть не только и не столько практико-ориентированным, то есть ведущим от теории к практике, сколько теоретико-ориентированным, строящимся на основе «погружения» самого образовательного процесса в психологическую практику и осуществление теоретической рефлексии живого практического опыта. Если в традиционных вузах практические и лабораторные занятия по своему педагогическому статусу «ниже», чем лекционные и семинарские, то здесь эта иерархия меняется. Практические занятия становятся самой важной частью подготовки, а «принцип практики» определяет собой и лекционные теоретические курсы. Занятия по психотерапевтическому мастерству здесь должны проводить ведущие профессора, как в творческих вузах, где профессиональные мастерские проводят ведущие режиссеры, художники или музыканты. Образование в области психологического консультирования должно реализовывать соответствующие подходы. Категории культуры отвечает гуманитарный подход и гуманитарная парадигма образования, категории сознания - феноменологический подход и диалогическая парадигма образования, категории практики – деятельностный (точнее, деятельный) подход и психотехническая парадигма образования, наконец, категории личности – личностный подход и персонологическая парадигма образования. Из этих принципиальных методологических соображений и из опыта профессионального обучения психологическому консультированию и психотерапии рождается образ факультета.
|
|
|||
Три главные
доминанты образовательной
концепции факультета – наука, психологическая практика и
личность (как студента, так и преподавателя-мастера) задают особый тип
образования. В этом типе сочетаются черты
университета, медицинского и творческого вузов.
|
![]() |
|||
© 2004 Московский Городской Психолого-Педагогический Университет © 2004-2006 Факультет "Психологическое консультирование" (495) 632-92-12 fpc@list.ru |
Наверх | |||